Пока классическая Бургундия, пережив несколько сложных урожаев и два великолепных винтажа 2015 и 2016, продолжает расти в цене, не менее знаменитый, но пока еще недостаточно оцененный в мировом масштабе винный регион Франции – не удивляйтесь, Божоле! – стремительно набирает популярность и авторитет среди винных гурманов и сомелье. Речь, конечно, не о веселом и пьяном божоле нуво, объекте ненависти и снобизма всех виноманов мира, которое с неумолимостью рока ежегодно arrivé в третий четверг ноября. Речь идет о так называемых «Крю Божоле», винах из главного местного сорта гаме с лучших виноградников региона.
Если вы чувствуете, что устали от вездесущего каберне совиньона, разочаровались в мощных австралийских ширазах или заскучали с бокалом очередного мерло, не волнуйтесь, вы в тренде! Уже с десяток лет винный мир пребывает в увлеченном поиске неизвестных регионов, редких и забытых автохтонов, с энтузиазмом путешествует по винным закоулкам Старого Света и открывает для себя недооцененные сорта. К последним смело можно отнести старый добрый гаме, старинный бургундский сорт, который в конце XIV веке изгнал из Кот д’Ор герцог Филипп II Смелый и который в 80-е годы прошлого века, как вирус, разнес по свету праздник молодого вина. Результат всемирного, старательно организованного монстрами-негоциантами из Божоле, помешательства на скороспелых и незатейливых винах налицо: божоле стало аутсайдером в мире fine wine. А между тем здесь есть, чем поживиться любителю хорошего вина.
“Крю Божоле” – это десять коммун в северной части региона, классифицированных как AOC. Кстати, правила апелласьонов позволяют не писать на этикетках слово Beaujolais, чем пользуются практически все производители крюшных коммун, максимально дистанцируясь от расхожего образа простецкого вина. Здесь делают интересные и очень разные по стилю вина с исключительным для Бургундии соотношением цены и качества. В лучших Крю Божоле есть все, что мы ищем в хорошем вине: тонкая элегантность, освежающая кислотность, небанальная минеральность, глубина, многогранность и баланс. В них есть прочная структура и благородная бургундская стать, которой нужно время, чтобы показать себя во всей красе. Эти вина отвечают духу времени и часто гораздо ближе к классической Бургундии, чем иной новосветский пино нуар. С позором изгнанный из Большой Бургундии, гаме нашел в Божоле идеальный терруар. Здесь в целом теплее, чем в Кот д’Ор, так что ягоды успевают хорошо вызреть. Но главное, конечно, – почвы! У гаме щедрый и плодовитый характер, поэтому на плодородных почвах равнин на юге апелласьона он способен давать огромные урожаи, позволяющие негоциантам заливать гекалитрами молодого вина весь мир. Другое дело – холмы на севере Божоле с каменистыми, скудными почвами, где часто тонкий слой глины и песка лежит на гранитном основании, образованном из древней вулканической магмы. Причем гранит на разных участках разный: от голубого до розового, в зависимости от состава минералов и микроэлементов. Именно здесь, цепляясь за камни, обдуваемый частыми ветрами, гаме получил возможность выйти из тени великого пино нуара.
Невероятное разнообразие почв и микроклиматов позволило еще в первой половине XX века выделить десять терруаров, дающих разные по стилю вина. Последним к крюшной команде присоединился крошечный Régnié, получивший AOC в 1988 году. Так что Крю Божоле скорее хорошо забытое старое, чем модная новинка. В любом случае, на волне интереса ко всему неизведанному и не банальному серьезные вина из гаме стали появляться и на российском рынке, так что небольшая прогулка по виноградникам Божоле нам не помешает.
На стиль вина влияет множество факторов: от количества солнечного света, который достается лозе, до вкусов и настроения винодела. Однако почвы одни из первых в ответе за то, что на практически соседних виноградниках из одного и того же сорта получаются порой очень разные вина.
Бедные, гранитно-песчаные почвы Ширубля (Chiroubles), Ренье (Régnié), Бруйи (Brouilly) и Флёри (Fleurie) дают самые легкие и нежные божоле скорее с цветочным, чем фруктовым характером, часто с характерной перечной ноткой. Такие вина лучше пить в течение 2-4 лет после урожая. Ну, и, наконец, отвлечемся от почв и терруаров, и вспомним про главное, за что мы любим хорошие вина, и без чего реклама Крю Божоле будет неполной. Хороший гаме – отличное сопровождение к хорошей еде. Конечно, наиболее гармоничным всегда будет сочетание божоле с бургундской кухней. Не удивляйтесь, если вам в местном ресторане предложат молодой Бруйи к густому беарнскому супу с капустой и гусиным мясом. Свежая кислотность вина прекрасно справиться с жирной похлебкой. Идеальная пара – гаме и традиционный террин из гусиной или утиной печени, кстати, в Божоле у каждой хозяйки есть свой рецепт террина. И, конечно, лучший друг выдержанного, серьезного божоле из Моргона или Мулен-а-Вана – это дичь во всех ее видах от фазанов и куропаток до зайцев, оленей и кабанов. И если куропатки не самый частый гость на российских кухнях, то стейк из подмосковного кабана или жаркое из красноярской оленины уже можно заказать во многих московских ресторанах. И Крю Божоле в винной карте придется как нельзя кстати!